г.Сочи, ул. Пирогова, д. 34/2
19.01.2012 Рынок без покупателей
 
Выставка в этом году выглядела не очень весело и как-то уж очень скромно. Не было олимпийского масштаба. Многие крупные базы размещения – те же отели сети «Рэдиссон» «Лазурная», «Пик-Отель», бывшие некогда центром выставки,  - стояли со своими стендами так, что даже некоторые завсегдатаи их не заметили. «Парк-Отель» взял обычный стенд, что выглядело несолидным для средства размещения его уровня. Ни недавно открывшейся «Розы Хутор», ни «Горной карусели» не было видно. Из более чем двухсот сочинских баз размещения были представлены едва ли два десятка.

- Мы участвуем в каждой выставке, пока ни одну не пропустили, - говорит Александр Быков, заместитель генерального директора пансионата «Бургас». – Если раньше выставка была местом, где заключались договоры, то сейчас это больше «сверка часов»: уровня услуг, обмен информацией за прошедший год, выработка ценовой политики. Причина изменений, наверно, в том, что рынок стабилизировался. Все участники игры известны: и базы размещения, и крупные туроператоры, и поставщики. Сейчас «Курорты и туризм» больше встреча старых друзей, чем место деловой активности.

Некоторые здравницы вообще решили, что в следующем году откажутся от многолетней традиции открывать новый курортный сезон сочинской выставкой.

 - В этом году мы участвовали в ней по традиции, - обрисовывает ситуацию Татьяна Каневская, заместитель генерального директора сочинского оздоровительного комплекса «Спутник». – По опыту прошлых лет мы не надеялись на активную договорную деятельность. Так как на сочинской выставке в последние годы закупок, заключений договоров вообще нет. Если раньше в Сочи приезжало руководство многих крупных московских туроператоров, то сейчас это всего один-два представителя. Выставка стала рынком, где встречаются только продавцы, а покупателей нет. Мы можем обсудить какие-то проблемы отрасли, сравнить цены, поговорить об ожиданиях на следующий сезон, но экономический эффект от этих разговоров минимальный. Так что наше предприятие приняло решение в следующей выставке не участвовать. Для нас более привлекательна Московская международная выставка индустрии туризма MITT. Ее организаторам удается собрать в одном месте не только продавцов, но и покупателей.
 
Солидарна с оценкой коллег исполнительный директор санатория «Металлург» Виктория  Кожемякина.

- В выставке мы участвовали неоднократно, - говорит Виктория Викторовна. - И знаем не только всех контрагентов, но и поставщиков. Рынок туризма сейчас стабилен. Так что для нас участие в выставке – это встреча со старыми знакомыми. Наши основные инструменты привлечения клиентов - работа со страховыми компаниями, крупными туроператорами. Вот сейчас в межсезонье хорошую загрузку дает программа «Открытый Юг» РосЮгКурорта. Немалый процент путевок люди покупают самостоятельно через интернет. От участия в выставке экономического эффекта ждать не приходится, не то что пять лет назад, когда там кипела деловая жизнь, заключались договоры и так далее. Сейчас выставкам сложно конкурировать с интернетом.
 
Выставки, как библиотеки, понемногу уходят в прошлое. Если не идут в ногу со временем. Вот вам захочется идти в храм знаний, где книги нужно искать в бумажной картотеке, где ксерокс работает только по праздникам, где нет свободного доступа в интернет, к базе электронных книг и исторических документов, учебной литературы всех библиотек мира? Иногда, как в музей - возможно. Но информацию, новые знания комфортнее все-таки искать с помощью персонального компьютера. Так и с процессом организации выставок: просто взять площади, разделить их на квадраты, поставить стандартные стенды и сдавать их в аренду на пять дней  - всего этого современным компаниям уже мало. Нужные новые технологии, способы привлечения гостей, покупателей. А еще деловая программа – круглые столы по самым проблемным вопросам, обучающие семинары. Много чего еще нужно.
 
Уроки Тамани

В один из первых дней работы выставки состоялась презентация курортов Черноморского побережья. В программе было заявлено участие глав практически всех курортных городов Юга России. На деле в полупустом зале «Под люстрой» выступали руководители управлений по курортам и туризму Сочи, Анапы и Темрюкского района.

На вопрос: «Что нового?» - сочинский Алексей Грачев заученно сообщил: пять развязок, горнолыжный курорт «Роза-хутор». Совсем скоро будут открыты после реконструкции отель «Звездный», санаторий «Приморье». А еще - у нас будут две новых набережных. Как скоро -  начальник управления по курортам не уточнил.

Напомним, что строительство одной набережной только планируется в Имеретинской низменности в Олимпийском парке. Другую, в центре города, должны были закрыть на реконструкцию еще в октябре, но возникли проблемы с финансированием. Поэтому обещать набережные туристам в 2012 году, мягко скажем, преждевременно.

Пообещал Алексей Грачев провести и аттестацию экскурсоводов, мол, предлагаемые сегодня услуги не выдерживают никакой конкуренции. Замечу, что мечты-разговоры об аттестации экскурсоводов идут в Сочи уже на протяжении более чем пяти лет. И каждый новый начальник городского управления по курортам и туризму (надо заметить, что меняются они у нас с завидной регулярностью) вносит свою лепту в процесс приведения в надлежащий порядок экскурсионки: кто-то борется против пластиковых столов и стульев, кому-то покоя не дают автобусы, кто-то решает точки реализации экскурсионных билетов продавать с аукциона. Каждый разрабатывает свои критерии серьезных и несерьезных фирм, пытается создавать ассоциации, работа которых заканчивается после первого заседания. Очень хочется надеяться, что Алексею Грачеву в вопросе аттестации экскурсоводов удастся достичь больших успехов, хотя никаких правовых механизмов ее проведения, критериев достойных и не достойных работников этой сферы у нас в стране нет. Более того, на экскурсовода, который откажется проходить аттестацию, но не откажется от удовольствия работать, никаких рычагов воздействия тоже нет. Так что придется решать уравнение с множеством неизвестных.

Из положительного - на этой выставке было выработано важное консолидированное решение: не повышать цены на сезон 2012 года, оставить их на уровне 2011 года. Некоторые здравницы решили даже снизить цены до уровня 2010 года. Об этом тоже не преминул рассказать Алексей Грачев. Хором о таком же решении сообщили Анапа и Тамань.

Честно признаться, олимпийская презентация Сочи смотрелась бледно на фоне Анапы и особенно – Темрюкского района. Наш ролик говорил о том, вот какие мы: у нас будут новые дороги, развязки, мосты, железная дорога и вообще Олимпиада. Анапа же и Тамань приглашали не совершать подвиги, не восхищаться этими подвигами и грандиозным строительством, а просто отдыхать. И цифры говорят сами за себя. Пока мы тут строим Олимпиаду, турпотоки уходят на… Тамань.

 - В прошедшем году было открыто 23 автокемпинга, - сообщил корреспонденту «Сочинских новостей.рф» Александр Шиш, начальник управления по санаторно-курортному комплексу и туризму Темрюкского района.  – Они находятся на берегу двух морей - Черного и Азовского. К нам поехали  люди на личном транспорте, потому что на подъездах к Сочи пробки. Слава богу, в Темрюкском районе этого нет. Предприниматели оборудуют территории навесами, душем, мангалами, есть кафе. В общем, создают все условия. Если в 2010 году к нам приехали 83 тысячи туристов, то в 2011-м – 217 тысяч. Сегодня мы работаем над увеличением количества автокемпингов на Черном море в Веселовском районе. Там в этом году планируется 5 автокемпингов. Кстати, там самое чистое море на всем побережье и песчаные пляжи.

 - Помогаете предпринимателям? Как у вас с административными барьерами?

 - На территории должен быть порядок. И мы строго это контролируем. Но тех, кто работает хорошо, проверен временем и туристами, поощряем. Если раньше мы территорию отдавали в аренду на 11 месяцев, то сейчас на 5 лет. Сейчас в такой аренде более 13 территорий.

В общем, и без комментариев ясно, куда поедет турист со средним достатком - турист, который в нашей стране встречается чаще всего, - в следующем году. Цена на Тамани располагают - за 800 рублей в сутки можно отдохнуть во вполне приличных условиях. Трехразовое питание включено в стоимость.

По словам Александра Быкова, заместителя генерального директора пансионата «Бургас», следующий сезон для предприятий курортной отрасли Сочи будет «неоднозначным». С туристами, особенно в межсезонье, будет не просто. Зато появится новый пласт гостей, которые приедут на тестовые соревнования, будут работать в оргкомитете Олимпийских игр. Эти гости будут размещаться в санаториях и гостиницах в любое время года.

Чтобы пригласить в Сочи людей не по служебной надобности, а именно отдыхать, придется много работать. Инструменты продвижения и маркетинга у каждой здравницы разные: кто-то делает ставку на страховые компании, кто-то работает с предприятиями, кому-то помогают туроператоры. Немалый процент гостей даёт и свободная продажа путевок через интернет. Рецепт привлечения гостей у Татьяны Каневской (ОК «Спутник») такой: работа с крупными предприятиями, туроператорами (с опаской), самостоятельная презентация здравницы в городах нашей страны и интернете. Комплекс активно продвигает направление делового туризма, наличие спортивной тренировочной базы позволяет развивать и спортивное направление.

Крупные туроператоры, такие как РосЮгКурорт, отмечают тенденцию – даже летом в Сочи практически в любой здравнице есть свободные места. Тенденция это тревожная. И никак не подтверждающая положительные прогнозы сочинских властей. Хотя, по словам главы города Анатолия Пахомова, «летний курортный сезон 2011 года оказался для Сочи весьма успешным - город принял на отдых и лечение около 4 миллионов человек».
 
Поговорили

Презентацией трех курортов деловая программа  выставки «Курорты и туризм», конечно, не ограничилась. Например, был интересный круглый стол по привлечению персонала через интернет. Но его редкими слушателями были представители вузов, несколько менеджеров санаториев, журналисты. Был круглый стол по очень актуальной проблеме российских курортов: прилететь летом к нам на курорт дороже, чем отдохнуть - как удешевить этот процесс? Заместитель главы города Сочи Олег Ясюк сообщил, что планируется программа чартерных авиаперевозок из Москвы, Дальнего Востока, Урала и Сибири для повышения конкурентоспособности города на туристическом рынке. Было сказано - первые туристические авиачартеры в Сочи должны открыться летом 2012 года.

 - Для создания нового турпродукта необходимо снижение как стоимости перевозок, услуг аэропорта Сочи, так и снижение НДС, – отметил Олег Ясюк. - Мы предлагаем исключить 18% НДС из туристических авиачартеров. Будем выходить с инициативой в край, а затем и на федеральный уровень.

Представители авиакомпаний «Трансаэро», «ВИМавиа» и «Кубанские авиалинии» выразили желание сотрудничать с туркомпаниями по созданию нового турпродукта. Но вся проблема в том, что этому новаторству с чартерами не один год. И в начале сезона-2011 такое предложение уже звучало. Так же, как инициатива понижения коэффициента земельного налога для тех здравниц, которые будут вкладывать средства в реконструкцию и модернизацию своего номерного фонда, это было озвучено с помпой, в рамках пресс-конференции для местных и федеральных СМИ - мол, добро пожаловать в курортную столицу России. К сожалению, дальше слов дело не пошло.

Но главная проблема выставки «Курорты и туризм» 2012 года в том, что и выставлялись, и участвовали в «круглых столах» и презентациях, и экспозицию смотрели, в основном, продавцы туруслуг, а вот покупателей практически не было. А рынок без покупателей, согласитесь, зрелище, совсем не внушающее оптимизма.

По материалам сайта sochinskie-novosti.ru
 

Рассказать друзьям: